Статьи: О применении инструкций СССР о приемке товара П-6 и П-7.

Во времена СССР, в 1965 и 1966 годах были приняты инструкции номер П-6 и П-7 по приемке товаров по количеству и качеству. Уже давно нет СССР, однако данные инструкции все еще действуют, причем до сих пор в договорах можно встретить условие о приемке товара в соответствии с вышеупомянутыми инструкциями. Прочитав данную статью, Вы сможете решить – нужно ли вам применять инструкции П-6 П-7 при приемке товаров или же стоит их избегать.

В рамках настоящей статьи будет описано содержание и порядок применения Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 г. № П-6 (далее будем называть ее инструкция по количеству), Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 №П-7 (далее – Инструкция по качеству).

Скачать текст инструкций можно по ссылкам ниже:

Инструкция П-6
Инструкция П-7

Рассматриваемые в статье инструкции выработаны во время развитого социализма и были предназначены, в первую очередь, для разрешения споров о поставке товаров между социалистическими предприятиями. Так как все предприятия принадлежали фактически одному и тому же собственнику – социалистическому государству, целью инструкций была единообразная регламентация действий, выполняемых трудящимися при отправке и получении социалистической собственности. С одной стороны – инструкции достаточно подробны для того, чтобы в них можно было найти ответ на любой вопрос, связанный с приемкой товаров, с другой стороны – рассчитаны на технику и технологии тех времен, например, инструкции не предполагают наличия у сторон компьютерной техники (электронно-вычислительных машин), и даже средств механического письма. В связи с этим инструкциями предусмотрены разумные (для тех времен) сроки и порядок действий сторон, которые на сегодняшний день могут показаться крайне неэффективными.

В соответствии с п.14 Постановления Пленума ВАС РФ №18 от 22.10.1997, рассматриваемые инструкции применяются только в случае, если это прямо предусмотрено договором. Это, наверное, самое важное правило использования в наши дни инструкций П-6 и П-7 – если вы решили использовать рассматриваемые документы, то укажите об этом в договоре. Если применение данных инструкций не предусмотрено договором, то и ссылаться на них будет нельзя, несмотря на то, что на текущий момент сохранили свою силу акты Госарбитража СССР, которыми инструкции были введены в действие.

Об инструкции по количеству.

Инструкция П-6 по приемке товара по количеству принята 15 июня 1965 года, порядок ее применения разъяснялся Госарбитражем СССР в 1976 и 1977 годах. Последние изменения были внесены в 1992 году, уже после развала СССР – из инструкции были удалены заведомо устаревшие документы. Инструкция состоит из 34 статей со сквозной нумерацией от 1 до 33, при этом статья 17 состоит из двух – статьи 17 и 17а. Инструкция применяется в случаях, если стандартами, техническими условиями, Основными или Особыми условиями поставки или иными обязательными правилами (п 1 инструкции) не предусмотрено иное.

В соответствии с инструкцией отправитель обязан точно указать число мест в отправляемом грузе и их вес (п. 2), передать эти сведения транспортной организации. Отметим, что даже это простое требование в настоящее время выполнить не всегда возможно или удобно – зачастую отправитель доставляет товар собственным транспортом, поэтому ведение учета полученных и переданных товарных мест не всегда удобно и целесообразно. Например: Поставщик договорился продать покупателю машину песка. Не всегда у покупателя и поставщика есть возможность (и желание) взвешивать вес нетто груза.

Получатель груза ( п 5 инструкции) в момент получения товара от транспортной организации обязан проверить соответствие количества мест и веса каждого места указанным в документах, а в случае обнаружения расхождений составить коммерческий акт, а если организация транспорта отказывается от составления акта – обжаловать отказ в установленном законом порядке. Видно, что данная норма также устарела. Как правило, ни экспедитор (если таковой есть при доставке груза), ни лица, принимающие товар, не знают, как правильно составить коммерческий акт и что делать, если перевозчик его не подписывает. Думаю, даже приведенных выше условий достаточно для того, чтобы выработать критерий возможности использования инструкций П-6 и П-7 в современной работе – Если Вы можете в своей организации обеспечить составление документов, связанных с приемкой и отгрузкой товара в соответствии с нормами СССР – можно соглашаться на применение инструкций П-6 и П-7 в работе, если у вас коллектив молодой – откажитесь, удалив из договора ссылки на применение документов СССР.

После того, как получатель принял товар по числу мест, получатель приступает к приемке по количеству, вскрывая каждое тарное место и проверяя количество товара (п 9, п 10 инструкции). При этом на приемку отводится 10 (десять) рабочих дней, а в районах Крайнего Севера – 60 (шестьдесят) дней. Из этого правила есть исключения – скоропортящиеся товары должны быть приняты за сутки (в районах Крайнего Севера – за двое суток). В районах Крайнего Севера продовольственные товары, не относящиеся к скоропортящимся, нужно принять за 40 дней. Если документы о получении товара составлены в указанные выше сроки – товар принят своевременно.
Видно, что сроки приемки могут не понравиться современным поставщикам и покупателям. Очевидно, что любая организация не захочет отдавать товар или отправлять сотрудника для участия в приемке даже на 10 дней для того, чтобы получатель его пересчитывал, как правило, приемка товара производится сразу, а обнаруженные расхождения отражаются либо отметками в товарных документах, либо актом произвольной формы.

В п.11 Инструкции о количестве определены требования к лицам, которые осуществляют приемку. Во-первых, в соответствии с инструкцией приемка осуществляется лицами, уполномоченными на то руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя.

В современном законодательстве (статья 182 ГК РФ) полномочия принимающего могут следовать из обстановки. Покупателю очень сложно отказаться от факта получения товара, ссылаясь на то, что товар был получен неуполномоченными лицами.

А если Вы договорились о применении инструкции П-6 в Вашем договоре – передача товара возможна только в том случае, если у Вас есть выданная исполнительным органом получателя (директором, генеральным директором) доверенность на получение товара. Если доверенности нет - получатель может утверждать, что товар не передавался и будет прав. Кроме этого, отправляя товар, нужно проинструктировать водителя-экспедитора, кто директор организации –получателя и научить, как проверить подпись и печать на доверенности на получение товара, обязать забрать оригинал доверенности и только после этого передавать товар, так как без всего перечисленного выше факт поставки можно и не доказать.

Обязанности возлагаются и на получателя груза. Получатель должен создать условия, при которых обеспечивалась бы сохранность и предотвращалась возможность образования недостач и хищения продукции. Получатель должен обеспечить знания лицами, осуществляющими приемку, инструкции о количестве (например, можно завести журнал инструктажа). Кроме этого в инструкции П-6 указывается на необходимость систематического контроля за деятельностью лиц, осуществляющих приемку. В связи с тем, что Инструкция о количестве представляет собой условия договора, получается, что отправитель груза может требовать предоставления доказательств проведения систематического контроля деятельности лиц, принимающих товар, а отсутствие таковых дает основания для оспаривания результата приемки товара.

П 12 – 18а инструкции описывает порядок действий в случае обнаружения расхождений. В случае обнаружения расхождений покупатель должен приостановить приемку и вызвать представителя поставщика. Как это делать инструкцией не предусмотрено, порядок вызова представителя отправителя стороны должны оговорить отдельно в договоре. Прибывший для проведения приемки представитель отправителя должен обладать удостоверением на право участвовать в приемке получателя. В соответствии с буквальным прочтением данного положения представитель должен обладать не предусмотренной гражданским кодексом доверенностью, а специальным удостоверением на право участвовать именно в данной приемке и именно у данного получателя.

П 19 – 23 инструкции описывают полномочия представителей сторон и порядок их оформления. Соглашаясь на использование инструкции П-6, стоит внимательно отнестись к полномочиям представителей сторон.

Об инструкции по качеству.

Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству номер П-7 от 25 апреля 1966 года утверждена постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. N П-7. В инструкцию вносились изменения Постановлениями Госарбитража СССР от 29.12.1973 N 81 и от 14.11.1974 N 98, а также по результатам применения в период после распада СССР - Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18. Инструкция состоит из 42 пунктов со сквозной нумерацией. Инструкция применяется, если стандартами, техническими условиями, Основными или Особыми условиями поставки не предусмотрено иное. В данном случае оговорка о применении имеет большее значение – существует много различных видов товаров и, соответственно, стандартов по их производству, перевозке и хранению. В большинстве случаев нужно будет ссылаться не только на инструкцию, но и на действующие стандарты качества товаров.

Пункт 2 инструкции декларирует, что отправитель должен отправлять только товар, прошедший в установленном порядке проверку по качеству. Таким образом, оговаривая применение в договоре инструкции П-7, нужно знать применимые к поставляемым товарам стандарты качества, определить порядок прохождения проверки качества товара и обеспечить проверку по качеству всего отправляемого товара.

Получатель товара также должен подготовиться – определить действующие правила перевозок получаемого груза и при получении товара убедиться в сохранности пломб, упаковки или иных средств обеспечения сохранности. В случаях, предусмотренных правилами перевозки, Получатель должен потребовать составления коммерческого акта (п 3-4 инструкции). Пункт 6 инструкции устанавливает сроки приемки товара при поставке в рамках одного города товар можно принимать по качеству 10 дней, при получении товара из другого города - 20 дней, в районах Крайнего Севера – 60 дней. Исключения сделаны для скоропортящихся товаров. Для торговых организаций срок может быть больше – п 8 - 9 инструкции позволяет актировать обнаруженные недостатки в течение четырех месяцев с момента получения товаров. Акт о недостатках должен быть составлен в течение пяти дней с момента их обнаружения, а если для составления акта обязательно присутствие поставщика, то к пятидневному сроку добавляется время на прибытие поставщика для составления акта. (почему не сразу в настоящее время не очевидно, возможно была учтена бюрократия советских организаций, в составление акта входило не только его написание, но и утверждение различными должностными лицами). Обязательность участия в приемке представителя Поставщика может быть установлена в договоре, о чем указано в п 16 инструкции.

Пункт 7 инструкции разрешает сторонам в договоре предусмотреть возможность приемки по качеству на складе Поставщика.

Пункты с 11 по 13 Инструкции по качеству содержат определение своевременной приемки (если уложились в сроки – то приемка своевременная), а также указывает на то, что при приемке по качеству следует проверять не только сам товар, но и его комплектность и упаковку. П 13 описывает обязанности организации, принимающей товар, среди которых есть обязанность обеспечить, чтобы лица, принимающие товар, хорошо знали инструкцию по качеству.

В общем случае (п 15 инструкции) получатель должен проверить по качеству все поступившие товары. Проверить выборку товара можно, если это предусмотрено стандартами, техническими условиями или договором.

Нормы, закрепленные в п 17 - п 23 инструкции, определяют порядок вызова представителя поставщика для проведения приемки, порядок подтверждения полномочий представителя поставщика. Отдельно стоит отметить п 25 инструкции, запрещающий получать вознаграждение от предприятия- получателя за участие в приемке продукции и напоминающий об установленной ответственности за подписание акта. Очевидно, что уже в те годы законодатель думал о борьбе с коррупцией и таким образом хотел подстраховаться, по крайней мере от подкупа за счет государства, от подкупа поставщика получателем.

П 26-34 инструкции описывают порядок отбора проб и направления их на экспертизу, приложения к акту о некачественном товаре. Согласно п.35 инструкции результат экспертизы может быть обжалован в ее вышестоящую организацию. В последующих пунктах 36-41 определен порядок хранения и регистрации актов, возможности перевода в более низкий сорт.

Завершающий п 42 инструкции говорит о том, что поставщик обязан сообщить покупателю о результатах рассмотрения претензии.

Выводы.

На мой взгляд, использование инструкций П-6 и П-7 в современных (дата составления текста 2016 год) нецелесообразно по следующим обстоятельствам:

  • - полученный результат не будет стоить вложенных усилий, так как скрупулёзное соблюдение инструкций не освобождают стороны от ответственности и не гарантируют удовлетворения претензии.
  • - сроки приемки становятся слишком большими
  • - современные сотрудники никогда не изучали документы СССР, поэтому при применении инструкций П-6 и П-7 стоит ожидать значительного числа ошибок и связанных с этим рисков.
  • - инструкции не универсальны, так как содержат ссылки на иные документы (правила перевозки, стандарты качества и т.д.)

© , 2016

статья актуальна на



Насколько данная статья была Вам полезна:

Рейтинг: 4.65
Всего голосов: 57



Возможно Вам также будут интерены следующие статьи:

О заполнении цены без учета НДС, стоимости без учета НДС, суммы НДС в счетах-фактурах с использованием программ 1С

Как составить претензию?

Что такое товарная накладная

-О нас --Отзывы --Документы --Вопросы --Контакты --Статьи --Новости --Арбитражные дела