Статьи: О контроле за деятельностью средств массовой информации.

 

Сегодня (02 ноября 2012) в «Российской газете» опубликован административный регламент исполнения государственной функции по контролю за соблюдением законодательства о средствах массовой информации, утвержденный приказом Министерства связи № 196 от 13 августа 2012 года "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации". Целью регламента является регламентация порядка осуществления контроля и надзора за соблюдение СМИ действующего законодательства.

Регламент описывает как порядок проведения мероприятий по контролю над соответствием содержимого средств массовой информации требованиям законодательства о СМИ, так и действия в случае выявления нарушений.Регламент содержит два приложения. В первом перечислены территориальные органы, уполномоченные проводить мероприятия по контролю, а во втором – блок схема осуществления мероприятий по контролю. 

Контроль осуществляется должностными лицами уполномоченного органа, перечень которых приведен в приложении к регламенту. Для Санкт-Петербурга это управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, расположенное на Галерной, 27.

Мероприятие по контролю проводится без участия «объекта контроля», то есть проверяемого средства массовой информации. Мероприятие может быть как плановым (при этом СМИ никак не узнает, что его проверяют), так и внеплановым, вызванным обращением в контролирующий орган гражданина (или юридического лица либо предпринимателя) с сообщением об обнаружении нарушений законодательства о СМИ или же обнаружением самими должностными лицами нарушений в сфере законов о СМИ. Мероприятия по контролю проводятся за счет бюджета с использованием представленных СМИ обязательных экземпляров (напомню, что в соответствии с федеральным законом «Об обязательном экземпляре» обязательные экземпляры предоставляются за счет СМИ, так что не переживайте сильно за бюджет).

В ходе мероприятия по контролю контролирующий запрашивает у получателей обязательных экземпляров СМИ один экземпляр (журнал, газету), слушает запись аудио или видео произведения, знакомится с содержанием страниц интернет-издания и выделяет те элементы, которые не соответствуют действующему законодательству, о чем составляет докладную записку. В том случае, если нарушения обнаружены в комментариях к статьям интернет-издания, контролирующий направляет учредителю и (или) редакции СМИ направляется обращение о выявлении нарушений и требованием об устранении обнаруженных нарушений. Примечательно указание «и (или)» - то есть контролирующий вправе сам определить, кому высылать обращение – учредителю или редактору. Обращение может быть направлено по электронной почте, факт отправки такого обращения фиксируется. В случае неисполнения указанных в обращении требований в течение суток с момента получения контролирующий готовит письменное предостережение о недопустимости «злоупотребления свободой массовой информации» и высылает его в установленном порядке (способы отправки определены в п 63 регламента, список является открытым, отправка возможна «любым иным доступным способом», что на мой взгляд дает возможность злоупотребления, позволяя сфабриковать факты нарушений "задним числом"). Примечательно, что для исполнения регламента не требуется подтверждения получения СМИ отправленного предостережения - достаточно зафиксировать факт отправки.

В том случае, если в течение двенадцати месяцев в адрес СМИ дважды делались письменные предупреждения, они не были обжалованы и в судебном порядке признаны незаконными, контролирующий орган обращается в суд с иском о прекращении деятельности СМИ (вот не хотели цензуру у себя ввести – получите).

В соответствии с п. 10.1 регламента объект контроля вправе знакомиться с результатами мероприятия по контролю. С учетом того, что наш объект контроля не знает о том, что его контролируют предоставленным правом удастся воспользоваться только в тот момент, когда подконтрольное СМИ будут привлекать к ответственности за обнаруженные нарушения. Более того, регламентом не предусмотрено представление «объекту контроля» материалов проверки, поэтому оспорить их будет проблематично.

В результате мероприятия по контролю в соответствии с разделом «описание результатов исполнения государственной функции» может быть составлен протокол об административном правонарушении, вынесено решение о проведении внеочередной проверки, подготовлены и  переданы материалы по факту выявления признаков административного правонарушения или преступления в соответствующие органы. Наилучшим исходом, надо полагать, будет составление докладной записки.

Примечательно, что в прилагаемой к регламенту (приложение 2) блок-схеме указано, что в том случае, если нарушений не выявлено, возможны два исхода: «Рассмотрение дела об административном правонарушении» и «Принятие решения о проведении проверки». Стоит надеяться, что это ошибка, так как иначе любое контрольное мероприятие должно заканчиваться либо выявлением нарушений (как же без нарушений рассмотреть дело об административном правонарушении) или же повторной проверкой, уже с более широким спектром вопросов (закон большой, что-нибудь да нарушил).

После вступления в силу данного регламента в ходе осуществления деятельности стоит уделить особое внимание обработке входящей бумажной и электронной корреспонденции, актуализировать указанные при регистрации СМИ контактные данные учредителя и редакции (главного редактора) СМИ, дабы не пропустить возможных обращений контролирующих органов. На обращения нужно незамедлительно (в течение дня) отреагировать, а в том случае, если в обращении или предупреждении указаны явно незаконные требования – немедленно обжаловать их в суд. Принятие таких мер позволит избежать (либо снизить) риск судебного разбирательства с контролирующим органом по поводу прекращения деятельности Вашего средства массовой информации.

 Текст регламента опубликован 2 ноября в "Российской газете" и утвержден Приказом № 196 от 13 августа 2012 года Министерства связи и массовых коммуникаций РФ

Содержание статьи актуально на 3 ноября 2012 года.




Насколько данная статья была Вам полезна:

Рейтинг: 5
Всего голосов: 3

-О нас --Отзывы --Документы --Вопросы --Контакты --Статьи --Новости --Арбитражные дела