Статьи: О воинском учете в коммерческих организациях.

В Российской Федерации организации обязаны вести воинский учет, то есть собирать и хранить данные о работающих в организации военнообязанных, в нужный момент сообщать эти сведения военкомату, а также оповещать работников о повестках в военкомат, а для призывников – и вручать повестки. В связи с тем, что с октября 2023 года существенно вырастут штрафы за некоторые нарушения в ведении воинского учета актуальным становится вопрос о том, что это такое и как вести воинский учет.

В этой статье расскажу о юридических аспектах ведения воинского учета в организации, то есть видео не о том, как заполнять карточки воинского учета и когда сдавать отчеты, а о том, что должно быть сделано в рамках воинского учета в организации и что будет, если в учете будут допущены ошибки или нарушен порядок ведения учета.

Почему в организации нужно вести воинский учет?

В Российской Федерации действует федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Последние изменения в этот закон были внесены 04.08.2023.

Обязанность организаций по ведению воинского учета регламентирована п. 7 статьи 8 этого закона.

Приведу текст этого пункта:

Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.

Положение о воинском учете утверждено постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (последняя редакция от 25.07.2023) "Об утверждении Положения о воинском учете"

Отмечу следующее – в тексте закона явно говорится об организациях. То есть воинский учет не обязаны вести индивидуальные предприниматели (в том числе имеющие наемных работников) и самозанятые. На всякий случай, в судебной практике были примеры, когда военкомат, считая, что предприниматель обязан вести учет пробовал привлечь индивидуальных предпринимателей к ответственности, суд отказывал как раз на том основании, что законом такая обязанность не предусмотрена.

Вывод: Если вы индивидуальный предприниматель – вести воинский учет не нужно, в том числе в отношении своих работников. Если вы самозянятый – тоже нет обязанности вести воинский учет. Если же у вас организация – воинский учет вести нужно.

Рассмотрим пример. Есть организация, в ней работало сколько-то подлежащих военному учету и вот внезапно один из сотрудников регистрируется как индивидуальный предприниматель и все призывники и военнообязанные увольняются и переходят работать к вновь зарегистрированному предпринимателю. Учет в отношении таких работников и самого ИП вести будет не нужно. Однако при этом могут быть вопросы со стороны налоговой, которая может усмотреть в таком решении уклонение от оплаты НДФЛ в отношении самого ИП, ну и может быть о других налогах подумает. Но с точки зрения военного учета – законный способ избежать его ведения или же существенно снизить масштабы.

Также не нужно вести учет в отношении работников, работающих по гражданско-правовому договору.

Чем регламентировано ведение воинского учета в организациях?

Порядок ведения воинского учета в организации регламентирован вышеупомянутым положением о воинском учете – это положение о воинском учете утверждено постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (последняя редакция от 25.07.2023) "Об утверждении Положения о воинском учете", а также методическими рекомендациями по ведению воинского учета "Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях" (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). О применении методических рекомендаций есть ссылка в п 8 положения.
К слову сказать, методические рекомендации подписывал получивший определенную известность Герасимов.

На всякий случай отмечу, что положение регламентирует воинский учет не только в организациях (а например, еще и в самом военкомате и в органах государственной власти), поэтому ниже рассказываю только о нормах, относящихся к учету в организациях.

Теперь рассмотрим положение и методические рекомендации с точки зрения ведения учета:

Кто должен в организации вести воинский учет?

В соответствии с п. 9 положения ответственным за ведение воинского учета в организации является руководитель организации. На всякий случай руководитель – это то лицо, которое указано единоличным исполнительным органом в ЕГРЮЛ. Фактические обязанности по ведению учета можно делегировать, в текущих реалиях – лучше не военнообязанному сотруднику с достаточной стрессоустойчивостью.

п. 12 регламентирует, что если в организации работает менее 500 военнообязанных не нужно выделять кого-то для ведения воинского учета, в том случае если от 500 до 2000 – нужен один освобожденный работник, от 2000 до 4000 – два освобожденных работника и по одному освобожденному работнику на каждые последующие 3000 работающих. В соответствии с п. 20 методических рекомендаций расходы, связанные с ведением воинского учета несет сама организация.

П. 55 положения указывает, что в качестве стимулирующих мер военкомат может провести «смотр-конкурс» на лучшую организацию работы среди субъектов Российской Федерации в области мобилизационной подготовки. Думаю, есть шанс получить ящик варенья и бочку печенья.

Отмечу, что методические рекомендации рекомендуют согласовывать с военным комиссаром кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность и переводе с должности на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

Для назначения ответственного сотрудника нужно издать кадровый приказ. Если у вас в организации не назначен ответственный сотрудник или же нет или недостаточно выделенных сотрудников для ведения учета – ответственности в виде штрафа за такое нарушение не предусмотрено. Также не предусмотрена ответственность, за то что вы не выполнили рекомендации по согласованию сотрудника с военным комиссариатом.

На основании чего вести воинский учет?

Воинский учет ведется на основании предоставленных сотрудниками документов – военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на воинскую службу. Как я расскажу позднее на организацию возложена обязанность проверять подлинность этих документов. Ответственность за то, что работодатель не распознал поддельный документ не предусмотрена.

В отношении кого нужно вести воинский учет?

п. 14 определяет, что воинскому учету в организации подлежат призывники и военнообязанные. Отмечу, что учету подлежат только работники. То есть если организация заключает договор подряда или возмездного оказания услуг или же сотрудничает с самозанятыми – вести военный учет в отношении таких лиц не нужно. Также не нужно вести учет в отношении участников общества.

Призывники – это граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Отмечу, что на текущий момент в положении указано – до 27 лет. Нужно отслеживать изменения положения, скорее всего законодатель изменит возраст 27 на 30, но сейчас – нужно учитывать как призывников только не служивших в армии лиц до 27 лет.

Военнообязанные – это граждане, пребывающие в запасе. По истечению возраста пребывания в запасе организация должна исключить такого сотрудника из учета. Военнообязанные – это:

  • Лица мужского пола, пребывающие в запасе;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • успешно завершившие обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса или в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  • успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно приложению N 1 к положению о воинском учете.

Не подлежат воинскому учету:

  • а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе";
  • б) проходящие военную службу;
  • в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
  • е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Еще один вывод: Если сотрудник постоянно проживает за рубежом, то в его отношении вести воинский учет не нужно.

Нужно ли вести воинский учет, если в организации нет военнообязанных и призывников?

Так как не предусмотрена «нулевая» отчетность в отношении воинского учета, то если в организации нет военнообязанных и призывников – то и учет вести не нужно.

Этот факт стоит продумать и с другой стороны – наверняка есть организации, в которых нет военнообязанных и нет призывников. То есть вероятность того, что вашей организации предъявят претензии из-за того, что вы не ведете воинский учет крайне мала – вполне может оказаться, что у вас в организации нет военнообязанных и нет призывников.

Как вести воинский учет?

Как вести воинский учет описано в п. 30 - 32 положения. Ниже перечислены в виде цитаты из нормативного акта действия с указанием на пункт и абзац положения. Нужно:

30а) проверить у принимаемых на работу, наличие и подлинность:

  • военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов),
  • справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, в том числе в форме электронного документа, а также подлинность записей в них,
  • наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении),
  • персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче),
  • отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания,
  • наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности,
  • жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении);

30б) заполнить учетные документы в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации) (учебы), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;

30в) разъяснить гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;

30г) проинформировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации в течение 5 рабочих дней со дня их выявления;

30д) выдать гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющим регистрации по месту пребывания, при принятии их на работу (поступлении в образовательную организацию) или увольнении (отчислении) их с работы (из образовательной организации) сведения по форме согласно приложению N 2 к положению для постановки на воинский учет по месту пребывания (учебы) в военных комиссариатах или органах местного самоуправления.

31а) определить граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы (учебы) и (или) по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;

31б) Вести и хранить учетные документы граждан, поставленных на воинский учет.

32а) В течение 5 дней со дня принятия (поступления) или увольнения (отчисления) граждан с работы (из образовательных организаций) направить в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций).


В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления либо возможности направления необходимых сведений в военный комиссариат в электронной форме с использованием портала государственных и муниципальных услуг (функций);

32б) Направить в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

32г) Сверить не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

32д) Сверить не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;

32е) Вносить в учетные документы сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений сообщить об указанных изменениях в военные комиссариаты;

32ж) Оповестить граждан о вызовах (повестках), направленных в письменной и (или) электронной форме соответствующими военными комиссариатами или органами местного самоуправления, и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Теперь поговорим немного об ответственности за нарушения в ведении воинского учета в размере, который будет установлен с 01.10.2023 года:

Ответственность за нарушения в ведении воинского учета.

Добавлена новая статья 19.38 КоАП РФ, посвященная оповещению о необходимости мобилизации.
Неисполнение обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву по мобилизации на сборные пункты или в воинские части или неоказание содействия в организации таких оповещений и явки – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 60 до 80 т.р., а на юридических лиц – от 400 до 500 т.р. Вторая часть статьи посвящена необеспечению поставки техники.

Не предоставление списков граждан, подлежащих первичной постановке на воинский учет, влечет наложение штрафа на должностных лиц от 40 до 50 т.р., на юридических лиц – от 350 до 450 т.р. Об этом сказано в новой редакции ст. 21.1 КоАП РФ.

Не оповещение граждан о вызове военкомата или же не предоставление возможности работникам явиться в военкомат - наложение штрафа на должностных лиц от 40 до 50 т. р., на юридических лиц – от 350 до 450 т.р. Об этом сказано в новой редакции ст. 21.2 КоАП РФ

Не предоставление или несвоевременное представление сведений, необходимых для ведения воинского учета - наложение штрафа на должностных лиц от 40 до 50 т. р. Об этом сказано в новой редакции ст. 21.4 КоАП РФ

Стоит отметить следующее – усилена ответственность за то, что работодатель не направляет своих работников в военкомат, а также помогает скрываться от военкомата призывникам. Остальные аспекты ведения воинского учета, как и раньше законодатель не относит к настолько существенным, чтобы назначить за них административное наказание.

Выводы.

Основной вывод – не стоит особо бояться изменения штрафов. Да, нужно продумать, что вы будете делать в случае необходимости оповестить работников о явке в военкомат, а за нарушения в виде ошибок в ведении воинского учета административная ответственность невелика или вообще отсутствует.

© , 2023

статья актуальна на



Насколько данная статья была Вам полезна:

Рейтинг: 5
Всего голосов: 3



Возможно Вам также будут интерены следующие статьи:

Как вернуть государственную пошлину, если дело в суд не сдавалось (пошлину за рассмотрение дела в арбитражном суде).

Как узнать счета должника?

О воинском учете в коммерческих организациях (текст актуален по состоянию 2014-2015 год)

-О нас --Отзывы --Документы --Вопросы --Контакты --Статьи --Новости --Арбитражные дела