Статьи: О воинском учете в организации (текст актуален по состоянию 2014-2015 год).

Общеизвестно, что коммерческие организации исполняют обязанности по ведению бухгалтерского и налогового учета, сдают отчетность в фонды социального и медицинского страхования. Однако существует еще одна обязанность в сфере отчетности, о которой порой забывают в организациях – воинский учет.

Статьей 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" эта обязанность установлена в общем виде, конкретизирована она в "Положении о воинском учете" (Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719). Кроме этого, существуют "Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях" от 11.04.2008 (далее – Методические рекомендации, МР), утвержденные Генштабом Вооруженных Сил РФ, которые не только детализируют обязанности организации по воинскому учету, но и устанавливают формы всех необходимых документов. Таким образом, ведение воинского учета в организациях подробно регламентировано. Данная статья представляет собой обобщение существующих правил воинского учета для организаций.

Для осуществления воинского учета в организации необходимо следующее. Во-первых, руководителем организации должен быть издан Приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе. Проект Приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования по месту нахождения организации (форма Приказа – см. Приложение № 4 к Методическим рекомендациям). В Приказе руководитель организации определяет состав и обязанности работников, которые будут осуществлять воинский учет. При этом достаточно выполнения соответствующих обязанностей по совместительству только одним работником, если в организации на воинском учете состоит менее 500 граждан (обычно это работник, осуществляющий кадровый учет). Персональный состав таких работников, их перемещение с должности рекомендуется согласовывать с военным комиссариатом (пункт 22 МР). Во-вторых, в течение календарного года организации разрабатывают план работы по осуществлению воинского учета (см. Приложение № 17 к МР), который также согласовывается с военным комиссариатом. Если посмотреть на форму этого документа в Приложении, можно заметить, что он отражает все возможные мероприятия в области воинского учета в организации и их периодичность. План удобен для отслеживания времени проведения необходимых мероприятий, своевременного выполнения обязанностей работником, осуществляющим воинский учет.

Кто из работников организации подлежит воинскому учету?

Воинскому учету подлежат призывники (мужчины от 18 до 27 лет) и граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные). Полный список категорий военнообязанных граждан приведен в пункте 14 Положения о воинском учете и пункте 12 Методических рекомендаций. Обобщая, можно сказать, что это все граждане мужского пола, фактически не проходившие военную службу (в т.ч. закончившие ВУЗ с военной кафедрой или прошедшие альтернативную гражданскую службу) а также граждане женского пола, имеющие военно-учетные специальности (для примера – специальности телеграфиста, медсестры, стоматолога; полный список – в Приложении № 2 к МР). Далее будет рассмотрено осуществление общего воинского учета в отношении данных лиц в организациях.

При приеме на работу осуществляется постановка граждан на воинский учет по месту работы. Работники, осуществляющие воинский учет в организации, проверяют у принимаемых на работу штампы в паспортах о военной обязанности; документы воинского учета: для призывников – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; для военнообязанных запаса – военный билет (или временное удостоверение, его заменяющее). При приеме на работу должна проверяться подлинность данных в документах воинского учета (их соответствие паспорту); при несоответствии данных работник направляется для их уточнения в военный комиссариат. Затем на нового работника заводится личная карточка. Форма личных карточек приведена в Приложении № 5; в карточках, в частности указываются сведения об образовании, профессии, стаже работы, состоянии в браке, составе семьи; сведения о воинском учете; данные, связанные с трудовой деятельностью у данного работодателя (повышение квалификации, отпуск, награды, социальные льготы). Соответственно, при наличии изменений в данных работника необходимо вносить изменения и в личные карточки (работнику вручается листок сообщения об изменениях сведений под личную расписку гражданина в журнале учета листков сообщений). В каждой организации личная карточка на нового работника заводится заново, т.е. при увольнении она работнику не выдается, а происходит снятие работника с учета. При приеме документов воинского учета от граждан работниками, осуществляющими воинский учет в организациях, гражданам выдается расписка согласно Приложению N 14 к Методическим рекомендациям. Что касается граждан, пребывающих в запасе, отчётность, предусматривающая отражение сведений о составах запаса (возраст, воинское звание) ведется на основе Приложения N 16 к МР. В течение 2 недель сведения о принятых на работу и уволенных с работы граждан направляются в военный комиссариат. В случае необходимости уточнения данных либо в целях постановки на учет по месту жительства или месту пребывания (а для призывников это обязательно в любом случае), организация должна оповещать работника о необходимости личной явки в военный комиссариат. Ежеквартально Методические рекомендации предписывают производить сверку личных карточек со сведениями в документах воинского учета граждан, а также сверку с табелями и ведомостями на выдачу заработной платы. Не реже 1 раза в год рекомендуется производить сверку с военным комиссариатом (о сведениях). На запрос военного комиссариата организация обязана давать ответ в течение 2 недель. В сентябре организации предоставляют списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (в электронном виде).

Таким образом, отчетность организации в сфере воинского учета состоит в ведении личных карточек работников; списка состава запаса; журнала проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ; списка граждан 15-ти и 16-летнего возраста и других документов, предусмотренных в Приложениях к Методическим рекомендациям, а также в направлении военным комиссариатам сведений о гражданине при поступлении на работу и увольнении с работы (и сообщении об изменении этих сведений).

Также установлена обязанность организаций по разъяснению работникам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации. Расходы, связанные с ведением воинского учета, производятся за счет средств организации. За невыполнение обязанностей в сфере военно-учетной работы установлена административная ответственность: непредставление списков граждан подлежащих первоначальной постановке на учет (от 300 до 1000 рублей); неоповещение о вызове гражданина в комиссариат (от 300 до 500 рублей); несвоевременное предоставление или несообщение сведений об изменении состава граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (от 300 до 1000 рублей). Ответственность установлена в статьях 21.1-21.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Несмотря на то, что размер штрафов невысок и ответственность применяется очень избирательно, нужно понимать, что все эти требования направлены на обеспечение полноты и достоверности информации о гражданах призывного и мобилизационного возраста и должны выполняться наряду с другими обязанностями организаций.

Военный учет коммерческих транспортных средств

Кроме того, в этой сфере для организаций существует такая обязанность как учет транспортных средств или военно-транспортная обязанность, установленная ст. 13 Федерального закона от 26.02.97 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации и Указом Президента РФ от 2 октября 1998 г. N 1175. Цель этого учета состоит в надлежащем обеспечении транспортными средствами Вооруженных Сил в период мобилизации и в военное время. Военно-транспортная обязанность распространяется на те организации, которые владеют транспортным средством на любом праве, а также обеспечивают работу транспортных средств (порты, пристани, аэропорты).

Приказом Министерства обороны от 31 декабря 1999 г. N 628 установлен перечень транспортных средств, которые предоставляются войскам организациями (Приложение N 1 к Приказу). Это автомобили всех типов и марок, прицепы и полуприцепы, а также дорожно-строительные (например, автогрейдеры и бульдозеры) и другие машины. В мирное время военно-транспортная обязанность заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом данных транспортных средств.

Согласно действующему с 15 октября 2013 года Административному регламенту МВД России (утвержден Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605) по предоставлению государственной услуги по регистрации транспортных средств, передача сведений о регистрации, изменении регистрационных данных и прекращении регистрации транспортных средств, связанных с выполнением военно-транспортной обязанности, осуществляется подразделениями Госавтоинспекции (п. 18 нового регламента). Иными словами, в настоящее время военно-транспортная обязанность фактически исполняется при помощи Государственной автоинспекции, которая самостоятельно передает военному комиссариату сведения о транспортном средстве при регистрации транспорта. Как отмечается на сайте ГИБДД Санкт-Петербурга (http://www.gibdd.ru/news/06/319459/?sphrase_id=1799119), в соответствии с новым регламентом, не требуется направлять представителей юридических лиц в военные комиссариаты для проставления в заявлениях (об учете ТС) соответствующих отметок – информация подается в электронном виде.

Неисполнение военно-транспортной обязанности может повлечь административную ответственность для организации в виде наложения штрафа в размере от 10000 до 20000 рублей (ст. 19.25 КоАП РФ).

Автор статьи Анастасия Масалова.




Насколько данная статья была Вам полезна:

Рейтинг: 5
Всего голосов: 1

-О нас --Отзывы --Документы --Вопросы --Контакты --Статьи --Новости --Арбитражные дела